В клиентской практике неоднократно сталкивалась с тем, что умные содержательные и интересные люди с большой неохотой и осторожностью открываются эмоционально. Как будто нет веры в то, что их собственные мысли и эмоции могут быть интересны собеседнику. Предпочитают блеснуть эрудицией, спрятаться за пафосом должности/заказчиков/компании, рассказать анекдот или поговорить об актуальных новостях.
Представляю, какая для них боль, видеть как получают принятие люди, не обладающие столькими душевными сокровищами, но рискнувшие открыться.
Похожий эффект в области профессиональных компетенций описан Данингом и Крюгером.
При этом сами герои моего поста живо интересуются собеседниками, с ними приятно, прикольно, уютно, но только собеседнику. Не им самим.
Все делают самостоятельно, воспитывают для этого в себе самые строгие стандарты качества.
Берут на себя сложные задачи и с блеском их выполняют.
Болезненно воспринимают критику и развивающую обратную связь.
В гости всегда привозят угощения больше, чем съедят, да ещё и хозяйке помогут с приготовлением.
Мне иногда мерещится на высоких умных лбах бегущая строка: "От меня окружающие ждут только пользу. Я сам никому не интересен".
Скорее всего, это подарок от родителей, которые искренне пытались уберечь ребёнка от разочарований этой жизни и все время требовали от чада "улучшенной версии" . Такой "как есть" родителям не гордился. И эта "прививка неприятия" переросла в тяжелую хроническую форму.
У этого подарка есть ещё ряд "побочных эффектов".
Эти люди не позволяют о себе позаботиться. А вот это уже гораздо более солидная проблема.
Ибо это "стоп-фактор" в карьере.
Вот представьте себе ситуацию: у толкового руководителя двое подчинённых примерно равного потенциала. Наш герой, для того, чтобы обосновать свою уникальность, будет брать на себя сложные задачи, справляться с ними без чьей-либо помощи, советов и поддержки. При этом результат выполнения может блестящим, но не совпадающим с видением руководителя.
А второй будет активно взаимодействовать с руководителем, живо обсуждать с ним детали и нюансы поставленных задач, запрашивать и принимать обратную связь. Для руководителя это значит, что подчиненный развивается, а руководитель его развивает. Ну и ка вы думаете, кого он предпочтет, если будет возможность продвижения?
Круг замкнулся. Ещё одна родительская фигура осталась не удовлетворена "существующей версией".
Узнаете ситуацию и персонажей?